Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

Заказать диплом

 Cкачать контрольную

Cкачать контрольную

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

Дизайн в машиностроении Ремесло и промышленность. «Веркбунд» и первый дизайнер Петер Беренс Баухауз»— первая школа художественного конструирования Зарождение дизайна в Советском Союзе Дизайнерские разработки Родченко

Дизайн в машиностроении

Технический смысл и красота предмета

Когда мы рассматриваем изделие, проверяем, как оно работает, и любуемся его формой, то между нашей оценкой «пользы» и «красоты» четкую границу провести нелегко. Иногда практическая польза, конструктивная слаженность и осмысленность вызывают не только практическую удовлетворенность, но и эстетическое переживание.

Разве не прекрасна многопролетная эстакада? А как хороши конструкции современных кораблей или подъемных кранов!

«Напряжение, выраженное в мосте,— это главное в нем, а не орнамент, которым украшены его перила…» — сказал как-то известный режиссер В. Мейерхольд.

В сооружениях и машинах нас радует само конструктивное их строение, соотношение несущих и несомых частей. Но сами типы конструктивного строения предметов далеко не одинаковы, и в этом нам необходимо разобраться. Самый распространенный из них, когда стенки предмета самонесущие (сами себя несут), а на них крепится сам механизм. Но часто стенки только закрывают механизм: это должно быть ощутимо извне, так как влияет на трактовку поверхности предмета.

Внешний вид корпуса механического инструмента, счетной машины или пластмассовой лодки может говорить о его тонкости или жесткости, о том, что это не монолитный предмет, а оболочка, в которую заключен механизм, или просто полезное пространство.

Итальянские дизайнеры подчас умышленно подчеркивают разъемность кожуха счетно-решающих машин, оттеняя его роль материальной границы между внутренним пространством или механизмом и внешней средой. Оболочка или кожух механизма может быть подобна крыльям жука, закрывающим его тельце.

Когда из тонкого листа делают сиденье, то оно, предназначенное для того чтобы выдерживать нагрузку, приобретает иной облик. Появляются ребра жесткости, усиливающие всю систему и превращающие её в устойчивую конструкцию.

Когда моделируется корпус автомобиля, а по сути дела — облицовка его механизма и внутреннего пространства, то для достижения достаточной жесткости делаются отгибы под углом к внешней поверхности.

Известно, что выпуклые формы лучше выдерживают сжатие, чем плоские: вспомним, как трудно раздавить куриное яйцо, несмотря на тончайшую и хрупкую его оболочку-скорлупу. Именно поэтому плоскостям автомобиля придают кривизну, обуславливающую их большую прочность. Всё это необходимо и для создания впечатления жесткости. Если бы подобное моделирование не было очевидным или даже кое-где нарочитым, то корпус машины мог бы показаться «картонным», бутафорским. Когда для увеличения жесткости пластмассовой канистры дизайнер выявляет ребра жесткости или отгибы, он не только руководствуется соображениями технологии и прочности — он как бы отвечает зрителю, удовлетворяя, его внутреннее желание увидеть технический смысл предмета, его строение. При этом необходимо, чтобы решение дизайнера было последовательным и ясным, только тогда можно добиться выразительности.

Для того чтобы конструкции, несущие значительные нагрузки, были легче, экономнее, а значит, совершеннее и красивее, сплошные массивные элементы заменяют решетчатыми. Классический пример — фермы из тонких стержней, перекрывающие громадные пролеты. Решетчатые конструкции применяются для стрел кранов и различных погрузочных механизмов там, где велики нагрузки, а лишний вес нежелателен.

Очень распространенной является каркасная система. Каркас не только несёт свой собственный вес, но и принимает на себя внешнюю нагрузку. В этом смысле он подобен скелету живого существа. В архитектурном сооружении каркас образуют опоры и перекрывающие пролет балки. Стенка между этими элементами каркаса никакой нагрузки не несёт, а лишь разделяет пространство. В машиностроении внутренний каркас из металла часто служит основой, к которой крепится и механизм, и внешняя оболочка.

В дизайне истинное строение предмета не всегда ясно: зачастую перед нами плоскости, стержни, колеса. Задача дизайнера при этом — выявить существо устройства. Если мы видим кожух, закрывающий механизм, то, чтобы избежать ложного впечатления, этот кожух не должен зрительно воспринимать нагрузку. Для этого проектировщик как бы намекает на то, что силовой элемент (стрела крана или буксир) крепится к скрытой за поверхностью кожуха конструкции, что обязательно должно быть ощутимо. Такая задача стоит перед проектировщиком дорожных машин, тракторов и тягачей, к которым присоединяется какой-либо рабочий орган, буфер, сцепка вагона и т. п.

Чтобы ощущать работу конструкции, нужно иметь представление о материале, о присущих ему механических свойствах. Если бы мы не знали свойств материала, то нас не восхищали бы тонкие изящные металлические конструкции, а сама мера их сечений была бы неощутима. В самых общих чертах каждый ведь представляет себе, что такое сталь, дерево, камень.

Архитектурный стиль использовался на начальном этапе индустриального формообразования для крупных, тяжеловесных, под стать архитектурным, форм: механизмов, мебели, транспортных средств. Ордерные системы, трехчастное построение композиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и заканчивая ажурными карнизами, полками, капителями и прочими архитектурными элементами. Хороший для монументальных статичных архитектурных объемов, такой стиль, однако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких динамических элементов предметной среды, как механические станки, транспорт.
Построенный на стройной системе композиционных приемов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на общехудожественное развитие инженеров и дизайнеров, однако механическое копирование монументальных архитектурных форм в индустриальном формообразовании оказалось бесперспективным.
Кич. Украшение индустриально выпускаемых изделий было особенно распространенным на начальной стадии промышленного формообразования для продукции массового потребления, при которых вопросы коммерческого внешнего вид изделий играли особое значение. Приглашаемые на предприятия художники в целях повышения эстетических качеств выпускаемых изделий, не понимая сути индустриального формообразования, занимались стайлингом внешней формы. В большинстве случаев вследствие стереотипов мышления как разработчиков, так и потребителей, отсутствия аналогов, такой стайлинг сводился к примитивному украшательству, имитации трудов емкого ручного труда. Пущенные в тираж разукрашенные' изделия не только показали дурной вкус с эстетической точки зрения, но и привели в итоге к неоправданному удорожанию продукции.


Дизайн Эстетические задачи техники