Туризм. Архитектура

Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История дизайна
Дизайн в машиностроении
Туризм
Наиболее известные парки развлечений
Софийский собор в Киеве
Архитектура Возрождения
Современная архитектура жилого здания
Архитектура водного туризма
Условия размещения туристских комплексов
Андреевская церковь
Математика
Математика для экономистов
Примеры решения задач контрольной работы
Математическое решение экономических задач
Электротехника
Курсовая по электротехнике
Лабораторная работа
Трехфазные цепи
Физика
Лабораторные работы по физике
 

Самым значительным памятником Киевской Руси является Софийский собор в Киеве (1037). Он был центром летописания, в нем размещалась первая библиотека, происходили торжественные церемонии: прием послов, обряды «посажения» князей на престол, парадные собрания.

Первым жилищем феодала были деревянные хоромы, состоящие из ряда срубов-клетей. Обычно дом состоял из трех поставленных в ряд клетей. Центральную клеть занимали сени: по одну сторону от них находилось теплое жилое помещение истба, а по другую — холодная клеть, служившая парадным помещением в хоромах или кладовой в простых домах.

Административным центром был княжий двор с хоромами, теремными дворцами, гридницей (помещение для дружинников), парадными залами для приемов, пиров, торжеств. Такие дворы были в Киеве — Ярославов, или Великий, двор, в Чернигове — Красный двор, в Переясвле — Княжий двор, в Новгороде — Ярославов двор. Самым высоким домом был теремный дворец с помещением — теремом у возвышающимся над всеми хоромами, покрытый позолоченным шатром («терем златоверхий»). Во дворах размещались погреба: медуний (хранилище медов и вин), беретьяница (кладовые сортового меда), скотницы — погреба для хранения ценностей и товаров.

В XII в. шло интенсивное строительство на Подоле в Киеве: купеческие подворья, склады товаров, жилища, мастерские ремесленников. Княжьи и боярские дворы приобретали характер городской феодальной усадьбы. Княжеские приемы и пиры происходили в сенях княжеских хоромов. Усадебная застройка с деревянными ограждениями определила характер отдыха в жилище: пиры, обрядовая еда, общение и активное использование бани. Баня в усадьбе занимала видное место. Отдых вне жилища определялся посещением культового здания. Синтез архитектуры, живописи, скульптуры, театрального действа являлся средством воздействия на эмоциональное состояние человека.

Архитектура средневековой Западной Европы V — XV вв. типологически и стилистически (романский стиль — XI —XII вв., готический стиль XIII —XV вв.) изменялась в зависимости от социально-политического и культурно-исторического развития общества. В жизни средневекового общества по-прежнему большую роль играла церковь, определяя философию, науку, литературу и искусство. Воздействуя на психику и эмоции человека через театрализацию ритуальных действий, таинственные обряды, под аккомпанемент григорианского пения, в дыму кадильниц и мерцании свечей, церковь одновременно выполняла общественные функции.

В романскую эпоху эти функции перешли к монастырям и монастырским церквям (рис. 1.11). При строительстве монастырей появились первые попытки рационально организовать пространство

Рис. 1.11. Клюни. Монастырский двор:

1 - церковь Клюни; 2 — библиотека; 3 — «Галилея»; 4 — атрий; 5 — сакристия; 6 — башня; 7 - странноприимный дом: а — для мужчин; б — для женщин; 8 — трапезная для гостей; 9, 20 ~ уборные; 10 - конюшни (на втором этаже жилище рабочих): 11 — западный двор; 12 - погреб; 13 - пекарня; 14 - трапезная; 15 - клуатр; 16 - клуатр

монастырского двора, сгруппировав административные, жилые и хозяйственные постройки вокруг монастырского центра — клуатра. Монастырь имел два концентрических ограждения: в первом размещались привратницкая, странноприимный дом, альмонарий (трапезная), хозяйственные помещения (конюшня, кузница, мельница, маслобойня, пекарня, мастерские, склады); отдельно располагалась больница с полями для лекарственных трав; внутрь второго ограждения допускались только монахи, там была монастырская церковь, зал капитула (для заседаний администрации); сакристия (ризница) для хранения ценностей и монастырской казны; библиотека; скрипторий (помещение для переписки рукописей); дормиторий (общая спальня). Важнейшая общественная функция монастырских церквей заключалась в обслуживании больших масс паломников. Паломничество началось еще в период раннего средневековья. По эдикту Карла Великого все монастыри и церкви обязывались содержать пилигримов, предоставляя им приют и пропитание. В монастырях для этой цели служили странноприимные дома, которые разделялись на мужскую и женскую части и имели отдельную трапезную.

Паломничество особенно распространилось в XI—XII вв., когда мощам святых стали приписывать чудодейственную силу. Благодаря паломничеству усилились взаимокультурные влияния, шире использовались строительные приемы; паломничество повлияло на оживление общественной жизни, вызвавшее тягу к путешествиям. Вдоль дорог были возведены паломнические церкви.

В городах одним из типов культовой архитектуры стал собор, который первоначально задумывался как монастырская церковь и храм для мирян. Особенно много соборов построили в Англии романского периода. Одним из самых впечатляющих памятников английского средневековья является собор в Дэрхеме, расположенный среди густой зелени на обрывистой скале, с трех сторон омываемый рекой. Собор лишен мрачности, свойственной базиликальным церквям, создает впечатление торжественности благодаря нервюрному (ребристому) своду и обилию строго геометрического орнамента.

Светские тенденции в культовой архитектуре романской эпохи особенно проявились в соборах Италии, которые трактовались как дом божий и народный. Особое место занимает соборный ансамбль в Пизе, состоящий из собора в форме вытянутого латинского креста; баптистерия (крещальни) цилиндрического объема; кампанилы (башни-колокольни), обвитой кружевом арочных галерей. Соборный ансамбль размещался возле торговой площади, с которой начиналось формирование города.

С возникновением городских коммун создавались и новые общественные центры — площадь и здание городского самоуправления. Появление новых форм общественной жизни породило новые типы гражданских зданий: дворцы городского самоуправления, многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здания

торговых гильдий и первых университетов. Строительство таких зданий воспринималось как важное дело общины и влияло на частную жизнь граждан.

В это время формируется тип каменного жилого дома горожанина, представляющего собой прямоугольный блок из отдельных комнат вокруг лестницы или холла. В богатом типе жилища — палаццо — на первом этаже был склад, на втором располагались жилые комнаты и парадный зал, выходивший во двор. Городские резиденции феодалов имели башни, которые служили им для защиты во время междоусобиц. Высота башни свидетельствовала о знатности семьи. Нередко эти башни сносили вместе с падением феодального рода.

Первые общественные здания также имели башню, но позже основным признаком общественного здания стала аркада на первом этаже, служившая общественным залом, связанным с площадью. На втором этаже размещался зал заседаний с непременным балконом, с которого произносили речи, объявляли указы. Балкон был настолько связан с представлением о здании городской коммуны, что при потере независимости города его нередко уничтожали.

Для романского периода Франции характерны укрепленные жилища феодалов — замки (рис. 1.12), размещенные на возвышенном и труднодоступном месте. К X в. укрепленное жилище имело вид башни — донжонау окруженного валами и рвом. Донжоны делились по вертикали на несколько этажей-ярусов. Зал и спальные помещения располагали обычно в среднем ярусе. Нижний ярус использовали для прислуги и кладовых. Донжоны — пример средневекового жилища- крепости, в котором забота об удобствах жизни приносилась в жертву требованиям обороны.

Рис. 1.12. Замок-башня XII в. (Франция):

1 — кордегардия; 2 — северное жилое помещение; 3 — капелла; 4 — вестибюль; 5 — малый холл; в — большой холл; 7 — кухня; 8 — уборные; 9 — надвратный зал; 10 — внутренний двор

Рис. 1.13. Тип фахверкового дома (Германия):

А — жилой дом: 1 — прихожая; 2 — очаг; 3 — лестница в подвал; 4—6 — жилые помещения; 7 — чулан; 8, 9 — хозяйственные помещения; Б, В — хозяйственные постройки: 10 — ворота; 11 — колодец; 12 — уборная

Аналогичные крепостные сооружения возводились в Англии. Замок в Лондоне — Тауэр — ансамбль, в котором «Белая башня» играла роль донжона. Сама башня имела кубическую форму со ступенчатым основанием. В углах размещались башенки с винтовыми лестницами, связанными между собой коридорами в толще стен.

Наряду с обычными замками прямоугольного плана строились и укрытия типа шелл-кип. Это были цилиндрические башни с кольцевым планом этажа.

Еще один тип средневекового жилища романской эпохи возник в Германии — фахверковый (рис. 1.13). Фахверковая конструкция представляла собой каменный цоколь, над которым собирали 2 — 3 этажа фахверка (деревянный каркас с заполнением). Все типы городских жилищ были фахверковыми и повторяли планировку сельских домов.

Каменные городские жилища стали возводить повсеместно в более позднюю эпоху (XIII —XV вв.), с появлением новых городов. Города возникали на водных путях — на реках, в бухтах, так как в отличие от караванных путей Востока основные торговые пути в Европе проходили по главным рекам и морям. Средневековые города по-прежнему были укреплены.

В это время возникла готическая архитектура, преимущественно городская. В планировке новых городов стали выделять специальные места для рыночной площади. На рыночной площади находились торговые ряды или гостиный двор (появившись в XIII в., позднее получил широкое распространение), дозорная или набатная башня с часами, городские весы и колодец или фонтан. Гостиный двор обычно был двухэтажным: нижний этаж занимали лавки наиболее влиятельных гильдий, а на верхнем хранились самые ценные товары и размещались муниципальные учреждения. Должностные лица города могли собираться в дозорной башне, где хранились важнейшие документы, а на одном из этажей помещалась тюрьма. На рыночной площади строились первые ратуши, служившие судебными центрами. Здесь происходили состязания певцов и представления бродячих артистов.

Собор по-прежнему играл значительную роль в общественной жизни города. Он вмещал все городское население, укрывал горожан в дни войны, служил местом шумных собраний и представлений. Соборные площади в средневековом городе были небольшие. В готическую эпоху собор стал господствующим типом культового здания. Оставаясь по преимуществу трехнефной базиликой, в соборе полностью изменилась конструктивная система, представляющая собой каркас. Появление таких конструкций объяснялось решением новых функциональных, идеологических и художественных задач. Собор становится больше каменным символом богатства, мощи, кредитоспособности горожан, чем «домом божьим». Изменился внешний облик собора: башня над средокрестием романской эпохи заменяется небольшим шпилем, а две большие башни акцентируют вход. Готический собор более значителен и гостеприимен. Например, знаменитый западный фасад собора Парижской богоматери с его богатой скульптурной декорацией — королевской галереей — имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции.

Понятие архитектура (от. греч. arhitektoп — строитель) означает искусство строить здания. Одновременно архитектура является областью строительной деятельности, отражающей уровень развития науки и техники. Исходя из видов строительной деятельности различают архитектуру объемных сооружений (возведение жилых домов, административных, культурно-просветительных, промышленных и других зданий и сооружений); ландшафтную архитектуру (садово-парковое искусство); градостроительство (создание новых и реконструкция старых городов, поселков, районов)

Развитие архитектурной среды отдыха на различных исторических этапах определялось рекреационными потребностями человека. Рекреационные потребности человека принимали различные формы на протяжении всей истории развития человечества. Архитектура полнее всего выражала устремления и противоречия в жизни людей и эпох.

Наиболее характерным комплексом отдыха для Древнего Рима были термы. Посещение терм было неотъемлемой частью римского образа жизни. Кроме своего основного назначения термы включали открытые дворы для воздушных и солнечных ванн, площадки для гимнастики, бассейны для игр и плавания, комнаты для отдыха и массажа после бани, экседры для отдыха и бесед, нимфеи с источником или фонтаном, библиотеки и помещения для музыкальных и литературных выступлений.

Архитектурная среда отдыха средневековья Архитектура отдыха в эпоху феодальных отношений прошла два сложных исторических этапа развития: средневековье и новое время.

В период готики продолжалось строительство замков и крепостей, в основном во Франции и Германии. Постепенно замки меняли свое предназначение, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превратилась в парадный загородный замок. В этот период все большее внимание уделялось планировке дворцовых залов, жилых и служебных помещений. Они стали более удобными, роскошными, приближаясь по характеру к увеселительному дворцу.

Архитектурная среда отдыха нового времени Эпоха нового времени является важным этапом в развитии человечества и его общественной жизни. Европа подошла к своему Возрождению; архитектура за XV—XIX вв. прошла сложный путь Ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Эпоха нового времени принесла смену художественных вкусов, изменила духовную жизнь общества.

Туризм